О мировом неравенстве
- Артем Кречетников
- Би-би-си, Москва
Более двух миллиардов человек в мире живут в бедности, говорится в опубликованном в четверг докладе Программы развития ООН.
Более миллиарда человек имеют доход ниже 1,25 доллара в день, почти 850 миллионов страдают от физического недоедания.
Доклад заставляет вновь задуматься о причинах вопиющего материального неравенства в мире. Отчего одни наслаждаются изобилием и комфортом, современной медициной и доступом к информации, а другие нет?
"Вопрос Яли"
Американский исследователь Джаред Даймонд ввел в научный оборот понятие "вопрос Яли".
Выпускником университета он отправился в этнографическую экспедицию в Новую Гвинею - в те самые места, где некогда работал Николай Миклухо-Маклай. В экспедиции был рабочий, ровесник Даймонда по имени Яли - с умом, не отягощенным культурным багажом, но на редкость живым и переимчивым.
"Скажи, почему у белых людей много карго, а у нас ничего нет?" - спросил однажды молодой папуас молодого американца (слово "папуас" - просто название народа, и если кто-то употребляет его в уничижительном смысле, пусть это останется на его совести; словом "карго" местные жители обозначали все предметы, попадавшие к ним из большого мира).
По словам Даймонда, поиск ответа на "вопрос Яли" стал главным делом его жизни.
Расизм и политкорректность
В позапрошлом столетии была распространена точка зрения, прямолинейная, как стек колонизатора: белые от природы совершеннее и умнее, поэтому им и банковать.
Убеждение аморальное, а главное - неверное.
На острове Тасмания поселенцы встретились с местным населением, жившим в условиях раннего палеолита, без земледелия и сколько-нибудь сложных орудий, не говоря уж о деньгах, письменности и государстве. Более примитивной цивилизации на всей Земле не было.
Аборигены сразу принялись похищать у фермеров овец (не коров, потому что не могли справиться с крупными животными). Объяснить им, что такое частная собственность, было решительно невозможно.
Однажды утром поселенцы встали по периметру сравнительно небольшого острова с ружьями - так, чтобы каждый видел двух соседей, - и начали сходиться к центру, стреляя в каждого встреченного тасманийца.
Услышали в дупле огромного дерева шорох - кинули самодельную гранату. Когда дым рассеялся, вытащили раненую девочку. Хотели добить, но тут кто-то сказал, что это, должно быть, последняя представительница народа и надо подарить ее губернатору.
Чиновник вылечил и усыновил ребенка и дал ей имя Лала Рук.
Так вот, Лала училась в школе намного лучше губернаторских дочерей, а когда выросла, сделалась во всех отношениях типичной англичанкой.
"Чтобы не было бедных"
Можно сказать, что это единичный случай. Но мнение о генетическом превосходстве одних народов и рас над другими в принципе никакими научными данными не подтверждается.
Во многом в противовес расизму в XX веке широко распространилось другое мнение: причина неравенства в том, что в эпоху Великих географических открытий европейцы всех обманули и ограбили, теперь пришла пора загладить вину.
С этой точки зрения, для уменьшения неравенства надо делиться.
Тут сразу вспоминаются известная поговорка про рыбу и удочку, и горький анекдот: в дни Октябрьской революции графиня спросила горничную, почему народ бунтует? "Хотят, чтобы не было богатых", - ответила та. - Странно, а мой дед-декабрист хотел, чтобы не было бедных!"
В Южной Африке я видел поселения, которые и трущобами назвать нельзя. Люди живут в шалашах из картонных ящиков и крадут электроэнергию из высоковольтных линий, делая кустарные врезки и периодически погибая от удара током.
При появлении машины с иностранцами из каждого шалаша появляются дети в таком количестве, что непонятно, как они все там умещались, и начинают клянчить "уан доллар".
Колониализма и апартеида в ЮАР, слава богу, давно нет. Правительство бесплатно дает беднякам квартиры - а те их сдают в аренду и остаются в своих хибарах, окончательно прекращая искать какую-либо работу.
Нет, не будет проку, если просто взять людей на содержание, да еще и внушить им, что весь мир перед ними в ба-а-альшом долгу.
Все хороши
Колониальная эксплуатация была заметным, но не главным ресурсом рывка Запада.
А даже если так, почему именно европейской цивилизации в свое время удалось прогнуть под себя весь мир? Почему испанцы приплыли в Мексику, а не Монтесума направил флот, чтобы взять в плен короля Карла V?
Европейцы оказались самыми безнравственными, алчными и безжалостными? Ой ли?
Ацтекская империя угнетала другие индейские племена так, что те встретили Кортеса как бога-освободителя, иначе никакие лошади и латы не помогли бы четыремстам конкистадорам покорить огромную страну.
Британцы негуманно обошлись с новозеландскими маори, слов нет. Но лет за триста до их появления маори сами приплыли с каких-то полинезийских островов и просто обнулили под корень изначальное население, украсив его черепами частоколы своих поселков.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Капитаны-работорговцы были канальями, по которым плакала виселица. Но когда покойный Муаммар Каддафи попытался поднять в ООН вопрос о выплате Западом компенсации африканским странам, вышел форменный конфуз.
Выяснилось, что, во-первых, европейцы не отходили дальше, чем на километр от кромки прибоя: рабов им поставляли местные царьки, ради этого без конца воевавшие друг с другом. А если к прибытию корабля не оказывалось пленных, могли и собственных подданных продать.
Во-вторых, самую масштабную и продолжительную работорговлю вели арабы.
В Британском музее я видел коллекцию западноафриканской бронзовой скульптуры. Высочайшее искусство! Исследователи XIX века в своей гордыне отказывались верить, что местные жители могли создать такое, и считали эту бронзу артефактами затонувшей Атлантиды.
Только вот каждая третья композиция изображает человеческие жертвоприношения. Боль и ужас несчастных переданы так, что мороз по коже дерет. При этом им заботливо завязывали рты, чтобы не оскорбляли богов криками и руганью.
Поэтому не надо рассказывать сказки в духе Жан-Жака Руссо про добрых и неиспорченных детей природы. В моральном отношении все были одинаково хороши: промышляли к своей выгоде, как умели, угнетали слабых, при всякой возможности строили большие и маленькие империи. Просто европейцы оказались сильнее и эффективнее других.
Природа и сознание
Проработав 30 лет, Джаред Даймонд создал огромный, насыщенный фактическим материалом труд "Ружья, микробы и сталь", в котором выводит все из особенностей природы. Вот кому где повезло или не повезло жить.
По Даймонду, зарождению и развитию цивилизации способствуют четыре обстоятельства: климат - не слишком мягкий, чтобы пища сама падала в рот, но и не слишком суровый, чтобы все силы уходили на простое выживание; наличие растений и животных, пригодных для окультуривания; разнообразный ландшафт, чтобы сравнительно недалеко друг от друга жили пахари, скотоводы и рыбаки, что способствует торговле и обмену знаниями; близость моря, ибо вплоть до появления поездов и автомобилей передвигаться по воде было быстрее и легче, чем по суше, а дальние путешествия - опять же торговля, информация и свобода.
Сочетание всех факторов однозначно указывает на бассейн Средиземного моря.
А еще ближе к истине, похоже, подошли британский историк Нил Фергюсон в книге "Цивилизация" и его российский коллега Андрей Буровский в "Апокалипсисе XX века".
По их мнению, причина, главным образом, в головах.
Чем западная цивилизация отличается от всех прочих?
Индивидуализм и конкуренция, идеи личной свободы, неприкосновенности прав (прежде всего имущественных), отношений, строящиеся на договоре. Нет более сильного стимула к труду, инициативе и развитию, чем стремление к индивидуальному успеху при наличии уверенности, что достигнутое не отнимут.
Прагматизм. Всё, в том числе знания, должно приносить отдачу; что полезно, то и правильно; практический интерес выше отвлеченных ценностей.
Идея прогресса: представление, что мир обязан меняться, а новое, в основном, лучше старого.
Все остальные цивилизации, больше или меньше, ставят во главу угла традицию.
А уже из этого выросло всё остальное: демократия, независимое правосудие, рыночная экономика и позитивистская наука.
Простой рецепт
Так что ответ на вопрос, что делать с бедностью и неравенством, прост. Хочешь жить как на Западе - становись Западом, психологически и институционально. Другого варианта, боюсь, нет.
Путь в "золотой миллиард" ни для кого не закрыт, никто ни на что не обречен. Западных стандартов благосостояния на сегодняшний день достигли примерно два миллиарда землян, половина из них - в Китае, Индии, России, Латинской Америке и даже в Африке.
В ЮАР, помимо жутких самостроев, я увидел водителя нашего микроавтобуса. Седьмой ребенок в огромной семье кенийского крестьянина, он уехал в более перспективную страну, что само по себе поступок. Выучился на шофера, трудился день и ночь, постепенно выкупил микроавтобус, заработал на квартиру, сейчас копит на университетское образование для двоих детей.
Знаний и денег у меня малость побольше, чем у него, но я питаю к нему огромное уважение. С учетом разницы стартовых возможностей, еще неизвестно, кто достиг большего. Он человек нашего мира, живет правильно, и за такими людьми будущее.
А если агрессивно огораживать средневековые порядки и верования, воевать за иллюзорные ценности, позволять детям попрошайничать, а не учиться, гнать иностранных инвесторов и культивировать "традиционный образ жизни" - откуда богатство возьмется?
Хочется? Тогда живите, как живёте, - и не жалуйтесь.