ЧМ-2014: У какой из стран-участниц лучший гимн?
- Клеменси Бартон-Хилл
- BBC Culture
Корреспондент Би-би-си попыталась разобраться в том, чем хороший гимн отличается от плохого, и выяснила, что гимн России очень хорош.
С детства я была очарована государственными гимнами. Не потому что я такой уж горячий патриот, а по той причине, что выросла я в семье заядлых футбольных болельщиков. Добавьте сюда мою любовь к музыке, слабость ко всему сентиментальному, и станет ясно, что моё неравнодушие к хорошему гимну неизбежно. К тому же я замужем за валлийцем. Все, кто хоть иногда смотрят регби, знают, как серьезно валлийцы относятся к своему необычайно красивому гимну.
Впервые я заинтересовалась гимнами еще в пятилетнем возрасте, когда два моих старших брата усадили меня перед телевизором смотреть финал Кубка Англии. Перед началом матча мы вместе с футболистами во всю глотку распевали гимн, несмотря на то, что слов не знали, и нам приходилось придумывать их по ходу дела.
Десять лет спустя, в 1996 году, когда в Англии проводился чемпионате Европы по футболу, я была на стадионе Уэмбли и своими глазами видела, как англичане разгромили сборную Голландии со счетом 4:1. Футбол наши игроки показали тогда фантастический: а как иначе в те годы можно было разгромить голландцев? Но больше всего мне запомнились минуты, когда вместе с 80-тысячным стадионом я пела наш национальный гимн.
В 2000 году перед поступлением в университет я жила в Париже. В моём любимом клубе "Арсенал" тогда было множество французских игроков, и поэтому я чувствовала, что команда Франции - это моя вторая, приемная сборная. Я даже ездила в Роттердам на финал чемпионата Европы, в котором французы играли с итальянцами. Перед началом матча я стояла на трибуне рядом с французскими болельщиками и вместе с ними распевала "Марсельезу". Все это трогало меня до глубины души - даже несмотря на то, что во мне нет ни капли французской крови.
Еще десять лет спустя я жила в Нью-Йорке: мой муж работал там в штаб-квартире ООН. Я никогда не забуду волшебное чувство, которое я испытала в битком набитой комнате с телевизором в знаменитом здании ООН, где смотрела матчи чемпионата мира в Южной Африке. Комната была задрапирована национальными флагами, а рядом со мной стояли сотрудники Организации Объединенных Наций, приехавшие из самых разных уголков мира. Я сомневаюсь, что в дни чемпионата кто-то из них напряженно работал.
Подозреваю, что дни того футбольного праздника были золотым временем для международных отношений, потому что дипломаты из разных стран стояли плечом к плечу и дружно дули в свои вувузелы.
Это было одно из самых ярких впечатлений того лета - наблюдать, как эти люди, стоя рядом со мной, пели свои национальные гимны - Ганы и Парагвая, Кот-д'Ивуара и Новой Зеландии.
И конечно, прожив в США четыре года, мы услышали множество исполнений "Знамени, усыпанного звездами" - известного всем американского гимна. Я просто не могу не петь его вместе со всеми - пусть даже с присущей британцам иронией где-нибудь на июльском барбекю в День независимости или с настоящим энтузиазмом и воодушевлением на бейсбольном матче (этот американский вид спорта неотделим от гимна страны).
Музыкальный патриотизм
Гимны стран-участниц Олимпийских игр 2012 года в Лондоне исполнялись лондонским Филармоническим оркестром. Аранжировщиком всех 205 гимнов был композитор и скрипач Филип Шеппард.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
"Формула государственного гимна явно существует, - сказал он в интервью Би-би-си, - и это явно вестернизированный формат. Такое впечатление, что люди прошерстили методистский псалтырь и выбрали марши с подчеркнутыми ритмами, часто в си-бемоль мажор и с традиционной мелодией трубы".
"Но лучшие гимны - исключения из этого правила, - утверждает он. - Песни, пришедшие с улицы, а не навязанные государством, часто производят магическое действие и по-настоящему воодушевляют".
Кстати, мой приемный гимн "Марсельеза", по утверждению Филипа Шеппарда, - один из таких примеров.
"За ним стоят реальные события и реальные чувства - это революционная песня французского народа. Это прямая противоположность многим гимнам, которые были заказаны государством и похожи один на другой. Поэтому создается странная ситуация, когда гимн африканского государства (например, Камеруна) звучит также как гимн страны Восточной Европы", - говорит композитор.
Филип Шеппард считает, что гимн трудно объективно оценить музыкальными мерками.
"Многие гимны - это марши, потому что чаще всего в этом и есть смысл их существования. Они предназначены для того, чтобы воодушевлять людей, - говорит Шеппард. - Как и флаг, гимн становится инструментом государства. Поэтому гимн - вещь взрывоопасная: шутить с ним можно на свой страх и риск, поскольку люди живут и умирают за него. Так что у вас может быть свое мнение, но какие-либо оценочные суждения тут неуместны. Это как оценивать кислород. Гимн может служить источником жизненной силы нации. Кто мы такие, чтобы судить о нем с точки зрения его музыкальной ценности?"
Лучшие и… лучшие
Филип Шеппард знает, о чем говорит: в 2012 году он получал смертельные угрозы после своей статьи в интернете, в которой были перечислены 10 "худших" гимнов. Возможно, поэтому он больше не называет гимны, которые считает неудачными.
Но когда я попросила его назвать его любимые, он выделил гимн России.
"Я люблю его. Путин вернул старый советский гимн, и это потрясающая музыка. Он звучит как революционная песня рабочих, но в его гармонии есть эластичность, делающая его очень красивым", - говорит композитор.
Шеппард также хвалит гимн Бразилии, который, по его словам, прекрасно отражает дух этой страны. "По моему опыту, там на 50% больше активной энергии, чем где-либо еще на Земле!" - утверждает он.
Кроме гимна страны-хозяйки нынешнего чемпионата мира, Шеппарду нравятся и многие другие национальные гимны стран Латинской Америки.
"В Южной Америке сильны традиции итальянской оперы, - объясняет он. - Исполнение многих их гимнов было бы вполне уместно в "Ла Скала", они сказочно красивы. Они очень похожи на музыку Верди и прекрасно выполняют свою роль на спортивных соревнованиях. Вы слышите эти гимны - Бразилии, Боливии, Уругвая - и вскакиваете на ноги!"
"Уругвая?"- воскликнула я в ужасе, но Филип Шеппард все же не мог не признаться, что, хоть уругвайцы и выбили сборную Англии из чемпионата, он большой поклонник их гимна.
"Гимн Уругвая длится шесть минут и 50 секунд, в нем примерно шесть разных мелодий. Это как целая увертюра в стиле Верди! - смеется он. - Так что, боюсь, они нас переиграли не только на поле, но в гимнах".
Недавно объявили, что 13 июля перед началом финального мачта чемпионата мира на "Маракане" выступит Пласидо Доминго.
"Я всегда считал, что музыка и спорт - это две великие вещи, которые люди способны понимать, не зная языков," - сказал легендарный 73-летний оперный певец, объясняя, почему он решил прилететь в Бразилию.
Филип Шеппард, как и я, всей душой с этим согласен. "Это социальный клей! - восклицает он. - Музыка и спорт - это две главные вещи, объединяющие людей в мире".
Об авторе. Клеменси Бартон-Хилл ведет передачи о культуре на радиостанциях Би-би-си, она – писатель и автор колонок в Financial Times, Economist и Guardian.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.