All You Need Is Love - кульминация "лета любви"
- Александр Кан
- обозреватель по вопросам культуры
50 лет назад, 25 июня 1967 года состоялась мировая премьера песни "Битлз" All You Need Is Love. Премьера была частью первой в истории всемирной живой телепрограммы с использованием невиданной до тех пор технической новинки - спутникового телевидения. А программа "Наш мир" стала кульминацией уникального социально-культурного феномена, получившего название "лето любви".
"Лето любви"
Лето 1967 года было летом оптимизма, надежд и, конечно же, "летом любви". Термин Summer of Love появился незадолго до лета - еще в апреле, с формированием в Сан-Франциско так называемого "Совета Лета Любви" (Council for the Summer of Love).
Совет стал первой попыткой как-то сформулировать и оформить зародившееся еще несколькими месяцами ранее молодежное движение, получившее название "детей цветов", или попросту "хиппи".
Началом его считается Human Be-In - грандиозный контркультурный праздник, состоявшийся 14 января 1967 года в парке "Золотые ворота", у одноименного моста в Сан-Франциско. Поводом для собрания длинноволосой молодежи стал введенный несколькими месяцами ранее властями Калифорнии запрет на ЛСД - новый, невероятно сильный по своему воздействию галлюциногенный наркотик, открывавший, по мнению его апологетов, "двери восприятия" в "дивный новый мир".
Оба понятия были заимствованы у экспериментировавшего с предшественником ЛСД, мескалином, английского писателя Олдоса Хаксли, а первое еще и дало название группе Doors.
Именно на этом празднике главный апологет ЛСД Тимоти Лири впервые произнес свои ставшие лозунгом слова "turn on, tune in, drop out!" ("настройся, врубись, выпадай!").
Аллен Гинзберг и Лоуренс Ферлингетти читали стихи, а музыку обеспечивали Jefferson Airplane, Grateful Dead и Big Brother and the Holding Company со своей солисткой Дженис Джоплин.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Апогеем калифорнийского лета любви стал поп-фестиваль в городе Монтерей в двух часах езды от Сан-Франциско по берегу залива: несколько десятков тысяч человек слушали The Who, Animals, Джимми Хендрикса и даже Рави Шанкара.
Британия тоже не отставала. 29 апреля в огромном дворце Александра-Палас на севере Лондона прошел 14-часовой фестиваль Technicolour Dream. На сцене были Pink Floyd, Soft Machine, The Crazy World of Arthur Brown, Йоко Оно. Среди облаченных в яркие красочные одежды зрителей за своей будущей женой из зала наблюдал Джон Леннон.
29 мая в городке Сполдинг в графстве Линкольншир прошел первый в Британии рок-фестиваль под открытым небом.
Выход в свет 1 июня альбома "Битлз" Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band стал чуть ли не официальным провозглашением "лета любви".
1 июля оплот британского истеблишмента газета Times опубликовала редакционную статью под заимствованным из стихотворения Александра Поупа названием "Кто колесует бабочку?" - протест против ареста Мика Джаггера и Кита Ричардса по обвинению в хранении марихуаны.
16 июля на Уголке оратора в лондонском Гайд-парке прошел митинг в поддержку легализации марихуаны, на котором выступил Аллен Гинзберг.
Но кульминацией "Лета любви" по праву считается глобальный телемост "Наш мир" с прозвучавшей на нем впервые All You Need Is Love.
"Наш мир"
К началу 60-х годов сформулированная еще в 1945 году американским писателем-фантастом Артуром Кларком всемирная коммуникационная система, основанная на спутниковой связи, стала обретать реальность.
Первый сеанс телевизионной связи между Европой и Америкой через спутник "Телстар" был осуществлен 23 июля 1962 года, и к 1967 году созрела идея первого глобального телемоста, получившего символическое название "Наш мир".
Организаторы установили два основополагающих принципа: в программе не могут принимать участие политики или главы государств; все должно происходить "вживую" без использования кинопленки или видеозаписи.
У каждой страны был свой ведущий, которого переводили в общей сложности на 22 языка переводчики-синхронисты.
В программе приняли участие 14 стран, а транслировалась она на 24 страны. Общее число зрителей превысило 500 миллионов человек - крупнейшая на тот момент телевизионная аудитория.
Именно из той программы-первенца вышли столь популярные впоследствии телемосты самого разного политического и гуманитарного содержания.
Однако в мирный и объединительный пафос затеи внезапно вмешалась политика. За несколько недель до намеченного эфира началась Шестидневная война между Израилем и странами арабского Ближнего Востока. Советский Союз и шесть других стран социалистического лагеря в знак протеста бойкотировали "Наш мир".
Программа тем не менее состоялась - с участием таких звезд, как Мария Каллас и Пабло Пикассо.
Выбор участника от Британии был практически очевиден. "Битлз" в тот момент были на вершине своей популярности и широко известны во всем мире.
All You Need Is Love
Организаторы программы "Наш мир" обратились к "Битлз" с просьбой написать песню, которая будет легко понятна глобальной аудитории.
"Это полная вдохновения песня, с которой группа действительно хотела обратиться ко всему миру. Ее нельзя неверно истолковать, смысл ее прост и универсален: любовь - это всё", - заявил Брайан Эпстайн в интервью газете Melody Maker.
Леннон - а именно он был автором песни - впоследствии признавал, что истоки ее предельно простого текста лежат в столь любимых им лозунгах и телевизионной рекламе. Он даже не боялся назвать ее пропагандой: "Я художник революции. Мое искусство посвящено переменам". Смысл песни заявлен уже в ее вступлении - знаменитом революционном гимне "Марсельеза".
Американский критик Марк Хертсгаард считал ее "самой политизированной песней "Битлз" и именно в ней видел истоки дальнейшей политизации ленноновского творчества 70-х годов.
Справедливости ради надо сказать, что "Битлз" не вполне выполнили условие программы. В студии Би-би-си песня звучала в предзаписи, хотя и Джон, и Пол, и Джордж исправно пели в свои микрофоны при поддержке немалой собравшейся аудитории, в которой были Мик Джаггер со своей тогдашней подружкой Марианной Фейтфулл, Эрик Клэптон, Кит Ричардс, Кит Мун, Грэм Нэш - сливки британской рок-музыки.
Надо сказать, что задуманный Ленноном революционный пафос оказался слегка утрачен в карнавальном характере представления. Все участники были облачены в яркие психоделические костюмы, пестроту которых, к сожалению, черно-белая съемка могла передать далеко не полностью.
В заключительном крещендо-тутти студия оказалась заполнена людьми с плакатами All You Need Is Love на самых разных языках.
Было бы наивным приписывать "Битлз" открытие универсальной силы любви. Однако им, как мало кому, удалось выразить ее простым, ясным и всем понятным языком.
"Лето любви" осталось в прошлом.
All You Need Is Love продолжает жить.