История Eurythmics: от 1975 года до номинации в Зал славы рок-н-ролла
- Марк Сэвадж
- Би-би-си
В 1980-е годы Энни Леннокс и Дэвид Стюарт изменили наше представление о том, как должна выглядеть и звучать поп-группа.
В составе Eurythmics они выдавали один за другим целую череду хитов - от холодного синти-попа Sweet Dreams (Are Made Of This) до вдохновленного звучанием Motown Sisters Are Doin' It For Themselves.
В стильных и экспериментальных видеоклипах группы Леннокс со своей андрогинной внешностью представала в самых неожиданных и нередко шокирующих обличьях.
"Я отношусь к себе с огромной критичностью, но когда я теперь смотрю эти клипы, они по-прежнему поражают своей свежестью, - говорит певица. - Ну, если не считать похожих на ананас причесок".
После выхода в 2005 году сборника Ultimate Collection о дуэте почти ничего не было слышно. Однако в октябре Зал славы рок-н-ролла включил их в шорт-лист кандидатов церемонии следующего года.
В случае успеха Eurythmics станут первой группой "новой волны", удостоенной такой чести. Для этого, правда, им придется обойти в голосовании таких конкурентов как Нина Симон, Radiohead, Чака Хан, Кейт Буш и коллег по синти-попу Depeche Mode.
"Конечно же, я волнуюсь", - признается Леннокс в телефонном интервью, которое она дала из Лос-Анджелеса. - Но в то же время надеюсь на успех".
Вегетарианская лав-стори
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
История Eurythmics началась в 1975 году, когда Леннокс, работавшая официанткой в вегетарианском ресторане в Лондоне, принесла Стюарту заказанную им тарелку капусты.
Он в то время играл в фолк-рок группе Longdancer, а она училась играть на флейте в Королевской академии музыки. Случайная встреча вылилась в любовь, и уже очень скоро они создали свою группу The Catch.
The Catch превратилась в The Tourists, которые оставили о себе память в виде вошедшей в британские чарты версией песни Дасти Спрингфилд I Only Want To Be With You.
После распада группы в 1980 году Леннокс и Стюарт решили работать дуэтом. Их отношения к тому времени, правда, уже подходили к концу, что не помешало звукозаписывающей компании RCA Records предложить паре в целях рекламы грандиозную свадьбу на борту круизного судна.
Они отказались и "занялись экспериментированием в мастерской по производству картинных рам", где по ночам Стюарт осваивал только-только появившуюся в 80-е годы электронную музыкальную технику.
Успех пришел в 1982 году - захватывающий синтезаторный рифф Sweet Dreams (Are Made Of This) возвестил для них десятилетие непрекращающейся вереницы авангардных поп-хитов.
"Мы совершенно не ожидали такого успеха. Альбом по тем временам звучал очень странно", - признается сейчас Стюарт.
В заложниках
Успех означал и постоянную погоню за его повторением: между 1983 и 1989 годами Eurythmics выпустили семь альбомов, утвердив в то же время себя как одна из самых популярных в мире концертных групп.
"Мы считали, что так и должно быть. Постоянная, утомительная работа, настоящая каторга. Бывало, мы ехали под проливным дождем десять часов, и в результате нас надували промоутеры", - вспоминает Леннокс.
"Однажды в каком-то клубе в Бирмингеме Энни взяли в заложники, и мы с менеджером долго думали, как нам ее освободить", - рассказывает Стюарт.
Сама Леннокс этого случая не помнит. "Неужели такое было на самом деле?!" - со смехом спрашивает она.
"Да, именно так и было. Таких вещей было полно. На самом деле страшных", - подтверждает Стюарт.
"Однажды нам с Энни посоветовали уехать из Лондона, так как мы случайно стали свидетелями расистского нападения на одного из наших друзей после концерта в Ист-Энде. На него набросились охранники и избивали его прямо на тротуаре".
"Мы на самом деле скрывались, спали на полу в доме нашего приятеля в Лидсе, а потом уехали на хеви-металл фестиваль, где жили в палатке. Полное безумие!"
На этом соприкосновение группы с преступным миром не кончилось.
"Весь шоу-бизнес пронизан коррупцией. Это просто мир гангстеров", - говорит Стюарт.
Он вспоминает странный эпизод в Нью-Йорке после записи четвертого альбома Eurythmics Be Yourself Tonight в 1985 году.
"Альбом получился мощным, и мы рассчитывали на серьезный успех. Но глава нашей фирмы грамзаписи в Америке ушел, и на смену ему пришел человек, до этого работавший в компании проката автомобилей Hertz. Мне это показалось странным. Что он понимает в музыке?"
"Когда мы встретились, он пожал мне руку и говорит: "Стюарт, прекрасный альбом. Точно, как "Охотники за привидениями".
"При чем тут "Охотники за привидениями"? Ты что имеешь в виду?" - в недоумении переспросил его Стюарт.
Оказывается, новый глава лейбла намеревался рекламировать альбом как фильм-блокбастер.
"Он собирался разместить наши фотографии на автоматах по продаже "кока-колы".
Нет нужды говорить, что долго этот человек на своем месте не продержался, и Стюарт задавался вопросом, что же с ним стало.
"Через некоторое время я вижу в новостях криминальной хроники репортаж о судебном процессе. Оказывается, этого человека и его жену убили его собственные сыновья. Такой вот был парень".
"Странные люди. Странные истории. Такого, как говорится, нарочно не придумаешь", - говорит Леннокс.
Положительным моментом во всем этом было то, что такие успешные группы как Eurythmics были вольны сами определять то, что они делают.
"Мы с Дейвом любим экспериментировать. Мы всегда хотели быть непохожими на других, найти свое собственное оригинальное звучание", - говорит Леннокс.
В Sweet Dreams, например можно услышать звуки звенящих от соприкосновения друг с другом молочных бутылок. А в The City Never Sleeps включена сделанная Стюартом на диктофон запись шумов лондонского метро.
"Пожалуй, наш самый необычный эксперимент состоял в том, что я заставил свою мать ходить по гравию, которым была покрыта крыша какого-то клуба в Париже. Звук ее шагов вошел в песню I Love You Like A Ball And Chain".
"Бедная матушка. Она старательно вышагивала по крыше, а кто-то к ней постоянно подбегал и говорил: "Еще, еще!" Она устала, раскраснелась, но звук зато получился что надо!" - со смехом вспоминает Стюарт.
Любители музыки, не заставшие золотую эпоху Eurythmics, смогут теперь ознакомиться с нею в полном объеме: в следующем году восемь студийных альбомов будут переизданы на виниле.
К этому релизу DJ Earworm подготовил 11-минутный ремикс, объединивший в себе все главные хиты группы.
Этот материал содержит контент, предоставленный Google YouTube. Мы просим вашего разрешения до загрузки, потому что он может использовать кукис и другие технологии. Вы можете ознакомиться с правилами кукис и политикой личных данных Google YouTube, прежде чем дать согласие. Чтобы увидеть этот контент, выберите “Согласиться и продолжить”.
Контент из YouTube окончен, 1
"Звучит совершенно потрясающе!, - делится своим восторгом Стюарт. - Хотя задача была непростая. В каждой песне свой темп. Но у него получилось!"
Пересмотр старых видеоклипов заставил Стюарта начать рыться в своих архивах.
"Я откапываю старые съемки. Было бы здорово вернуть клип к Sweet Dreams с пасущимися на лугу коровами".
"Да уж, коровы эти никак не поддавались режиссуре" - смеется Леннокс.
Стюарт пытается отыскать оригинальные пленки Sweet Dreams, затерявшиеся где-то в архивах постоянно менявшей владельцев RCA Records.
Он помнит десятки экспериментов, прежде чем была найдена ставшая окончательной аранжировка песни, и среди этих экспериментов были такие, что и сегодня звучали бы очень актуально.
"Хотел бы я найти те пленки. По их звучанию невозможно было бы предположить, что это было сделано в 1981 году".
Сотрудничество мечты
Именно эта песня - главное наследие Eurythmics. Количество ее просмотров на YouTube превысило 177 миллионов - больше, чем все остальные хиты группы вместе взятые.
Ну, а если они таки попадут в Зал славы рок-н-ролла, именно эту песню они исполнят на торжественной церемонии.
"Ее можно сделать в любом мыслимом и немыслимом жанре: рок-н-ролл, госпел, электро-поп, фолк, даже хеви-металл", - говорит Леннокс.
"Я однажды играл ее на укелеле, гавайской гитаре," - вмешивается Стюарт.
"А я играла ее как босса-нову на фортепиано", - подхватывает Леннокс.
"В одном можно не сомневаться - это будет здорово. Весь зал будет подпевать. Именно так она и должна звучать".
Проголосовать за кандидатов можно на официальном сайте Зала славы рок-н-ролла.
Лондонская рок-топография: "святые места" религии рок-н-ролла
Воодушевившись просьбой читателя Джорджа рассказать о 10 знаковых для рок-музыки местах в Лондоне и немного о БГ, обозреватель Русской службы Би-би-си по вопросам культуры Александр Кан отправился в путь.