Культурная политика в России: контроль или цензура?

  • Юрий Вязовский
  • Русская служба Би-би-си, Москва
Министр культуры Владимир Мединский

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото, Владимир Мединский считает, что государственная культурная политика должна быть неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности

Министр культуры России Владимир Мединский заявил, что государство обязано тратить деньги на развитие культуры, но при этом оно должно иметь и возможность оценивать качество произведений искусства, на которые эти деньги потрачены.

В программной статье " Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию", опубликованной в газете "Известия", министр обратился к вопросу о том, насколько государство имеет право вмешиваться в деятельность художников, подчеркнув, что ни о какой цензуре речь не идет.

"Тема "Государство и культура" вызывает сегодня в профессиональном сообществе "мильон терзаний". На самом же деле терзаний... всего два: о деньгах и о свободах", - пишет Мединский в статье.

По мнению министра культуры, одна точка зрения в этом вопросе – консервативная - заключается в том, что сейчас государство безынициативно, ничего не запрещает, а ограничивается лишь раздачей материальных благ. По мнению же либеральной части общества, любое проявлении государственной воли означает возвращении цензуры.

"Критерий у этой творческой части общества лишь один: чем больше денег и чем меньше требований к результату - тем как бы больше свободы", - пишет Мединский.

При этом, министр называет оба эти "терзания" подменой понятий, где культурную политику государства называют цензурой, а сомнительный вкус - свободой.

Кинокритик Виктор Матизен согласен, что государство должно поддерживать искусство. "Но поддерживать – это не значит вмешиваться в творческий процесс. Министр Мединский пытается сгладить острые углы, но все это общие слова. К примеру, там сказано, что они против цензуры. Но невыдача прокатного удостоверения фильму под разными предлогами, когда чиновники министерства сами оценивают фильм, определяют несоответствие традиционным ценностям – это самая настоящая цензура", - утверждает критик.

Театральный режиссер Кирилл Серебренников также считает, что заявление министра культуры – это предупреждение о возможности введения цензуры. "Получается, что финансироваться будет лишь то, что попадает под параметры госпропаганды. И все это, конечно, будет под эгидой нравственных ценностей", - считает режиссер.

Естественные ценности

В последнее время российское искусство, и в частности театр, сотрясали скандалы, вызванные нетрадиционным взглядом режиссеров и художников на постановки. В мае в Москве даже прошла выставка, посвященная таким спектаклям, с фотографиями скандальных постановок, а каждый "экспонат" был снабжен табличкой с указанием сумм, выделенных из бюджетов данному театру.

Опера "Тангейзер"

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото, Самым громким скандалом обернулась постановка оперы "Тангейзер" Новосибирского государственного оперного театра
Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

По мнению министра Мединского власти не могут не реагировать на требование общественности и игнорировать "мнение большинства сограждан".

"Именно общество задает приверженность безусловным и естественным ценностям... И это подавляющее нормальное большинство очень расстраивается, когда сталкивается с публичным неуважением к тому, что для него важно и даже священно", - пишет Мединский.

Режиссер Кирилл Серебренников, сам в последнее время оказывавшийся не раз объектом критики, считает что это была заказная выставка, направленная исключительно на то, чтобы функционеры от культуры могли заявить, что они и есть "голос народа" и они выражают мнение большинства.

"Мы попытались эту выставку посетить, но оказывается, она была сделана ровно на один день, чтобы туда смогла приехать ангажированная пресса, чтобы ее увидел кто-то из депутатов и тут же ее закрыли. То есть, это была выставка не для людей, а для отчетности... Таким образом государство одной рукой пишет доносы, а потом на них же реагирует", -считает режиссер.

Кому руководить процессом?

Главный вопрос, который волнует работников искусств - каким образом и кто именно должен контролировать творческий процесс. Министр культуры заявляет, что чиновник не должен руководить творчеством, но вот обеспечивать соблюдение административных и финансовых правил - должен.

"На глазах нашего старшего поколения деградировала советская культура, скованная "идеологически выверенными" циркулярами... Однако ничем не лучше и монополизация культуры замкнутыми кастами "творческих сословий", - пишет министр.

Кинокритик Виктор Матизен считает, что это самый сложный вопрос - кто должен контролировать творческий процесс.

"Кто должен оценивать проект на входе и на выходе? Уж точно не чиновник. Потому что чиновник знает лишь одно средство – запретить. Или, как минимум, ограничить. Оценивать может лишь художественный совет. Но они подменяют реальный художественный совет какими-то людьми, которые либо не имеют к искусству никакого отношения, либо идеологически подкуплены министерством, то есть, берут туда своих", - говорит критик.

Режиссер Серебренников также считает, что в условиях, когда государство столь активно вмешивается в творческие процессы, "хрупкое искусство" существовать не может.

"Последние лет 15 был расцвет российского театра - огромное количество интересных спектаклей, режиссеров, художников, всё реагирует на время, на события в стране. И это был результат правильной государственной политики по отношении к искусству. Это все было – поливали все цветы, а зритель сам выбирал – идти или не идти, покупать или не покупать, смотреть или не смотреть. А сейчас зрителя держат за идиота, его держат за объект манипуляций и ему говорят: "Мы за вас все решим – что нравственно, что безнравственно, что вам нужно, а что не нужно", - говорит режиссер.

А Виктор Матизен считает, что этот процесс воплне объясним. "Мы живем в эпоху реакции. А время реакции и характеризуется стремлением власти приватизировать все необходимые ценностные смыслы и не допускать выхода за их пределы. Именно эту линию и осуществляет министр Мединский", - говорит критик.